aspasia_roma (aspasia_roma) wrote,
aspasia_roma
aspasia_roma

Притча или бытовуха от "кланового менталитета"? Сразу не скажешь....

"Время цыган» , Time of the Gypsies) 1988
(«Дом для повешения», оригинальное название),
Британско-французско-югославского производства.
Режиссёр — Эмир Кустурица.
В главных ролях:
Давор Дуймович
Бора Тодорович
Любица Аджович

Помните, как у А.С.Пушкина: Цыганы шумною толпою по Бессарабии кочуют...

О цыганах писали много... Классики и не классики... И сейчас их не оставляют в покое...

Поначалу я загорелась посмотреть фильм. Еще бы! Признанный метр кино, вслух называемый "Балканским Феллини", и прочее, и прочее. Муж уговорил меня: это, мол, из ранних фильмов Кустурицы. Стали смотреть. Меня насторожило, что за первой частью была вторая, потом третья...
Между мной и мужем произошел такой разговор:
- Не пойму, Костя. Зачем великому режиссеру снимать еще один фильм про мафию. Только с цыганским уклоном...
Не интересно мне это...
- Не будем досматривать. Тебе не нравится, Таня, так?
- Конечно, есть интересные моменты. Кустурица... Но такая мрачность, эти характеры преступные, серая жизнь... Всегда одинаковая: пустая, пугающая, зависимость, ложь... Мы это столько раз видели в фильмах об итальянской мафии...



Фильм мы досмотрели...
Но у меня он не шел из головы.
Зачем, все-таки, Кустурица, уже зрелый мастер во время съемок этого фильма, снова показывает нам трущебы, бездельников и пьяниц, крестных отцов и прочее... Он хочет что-то сказать? Что?
Не задается ли он вопросом: Почему такая ситуация возможна? Как получается, что в убогой деревне цыган, где есть и умные, и талантливые люди, уродливая жизнь продолжается. И она, эта жизнь, затягивает в свой круг хороших, или кажущихся хорошими? людей.

Посмотрим на этих людей...
Перхан, главный герой, юноша лет восемьнадцати. У него способности к телекинезу, он двигает металлические предметы на расстоянии. И Перхан обожает животных, которые платят ему взаимностью. Его, своего единственного внука, любит симпатичной наружности старая женщина, его бабушка, мать матери... Вместе с ними в убором домике живет дядя Перхана, ловелас и бездельник, пьяница и хам. Сама бабушка работает, а ее сын... И вот настораживает, как такая трудолюбивая бабушка взрастила и держит дома сына?

В деревне время от времени появляется Ахмед, преуспевший в соседней Италии. Его "уважают" и слушаются, что он делает - не обсуждают. Бабушка знает, что Ахмед - подонок и преступник, при этом она отправляет с ним внука и внучку... Внуку даются инструкции, заработать деньги "честно". Какая замечательная бабушка! Вот она, эта хорошая порядочная семья...
?
А так ли это? Когда дядя Перхана сварил в супе индюка, друга и воспитанника Перхана, как реагирует бабушка?
- Я куплю тебе, внучек, еще триста таких индюков. Еще триста штук! Не сердись...
Ложь... Вслух... Маленькая ложь? Думаете, пустяк...
А внук ее очень быстро стал преступником, не хуже "своего крестного отца Ахмета".

Заметьте финал. Перхан убивает Ахмета и гибнет сам. Очевидно, что зло быстро и просто наказано. Два подонка убивают друг друга... Но кто же виноват, что их жизнь такая вот, кривая...
Последние кадры - это бабушка Перхана, крупным планом. Плачет. Горюет...
Так оно - настоящее зло. То зло, которое маскируется под добро.
Такие добрые на словах и свиду бабушки, при их бездействии и молчаливом попустительстве процветают Ахмеды и Перханы? Или?

Tags: Рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments