aspasia_roma (aspasia_roma) wrote,
aspasia_roma
aspasia_roma

Гурджиев о "сверхусилии".


Сейчас на "первой странице" ЖЖ часто обсуждаются вопросы: о богатстве и бедности, миллионерах и бездомных...
Меня эта тема привлекает по многим причинам. Главное, видимо, оттого, что еще в детстве, заинтересовавшись биографией Генриха Шлимана, решила "найти свою Трою". А это, видимо мне, 14-летней девочке, живущей на Славянской бульваре в Москве в 70 гг., представлялось возможным только на капиталистическом западе. И стала Таня пытаться найти пути, которые бы сделали ее богатой, как Генрих Шлиман. Только тот приехал в Россию зарабатывать деньги, а девочке же нужно были уехать из СССР туда, где можно было стать богатой. Для этого нужно было как минимум, покинуть страну за "железным занавесом", и уже там, "за бугром", представлять из себя нечто. Ведь все мы знали, что за рубежом надо быть выдающимся персонажем, чтобы стать состоятельным.

Сейчас с улыбкой могу вспоминать ход мыслей и действий школьницы Тани. Так, первой мыслью, наверное, как у миллионов мне подобных, это стать актрисой (певицей). Моей любимицей была Эдит Пиаф, и я часами работала над своим голосом, имитируя  певицу.

Другим пунктом, над которым я работала школьницей, заимствованным от Генриха Шлимана, стало изучение языков. Выписав себе на листочке "метод Шлимана", я повесила текст над головой около кресла. Также почетное место в моей комнате заняли изречения, часто упоминающиеся в любимой книге "Мечта о Трое" - "терпение приносит розы" и шлимановское "счастье есть результат трезвого расчета и своей собственной активности".

Мои близкие, поначалу радовавшиеся, что у них такая дочка, вскоре стали выказывать недовольство... Мол, все девочки, как девочки... Гуляют, с мальчиками встречаются, а у нашей - Шлиман, Троя, иностранные языки... Братик называл меня не иначе как "пылеглотка". Это легко понять, ведь я стремилась быть "полиглоткой" - многоязычной.

Так вот, к чему все это? Вчера читала семнадцатую главу Успенского "В поисках чудесного". Это замечательная книга об учении Гурджиева. И там есть объяснение Георгия Ивановича об усилии и сверхусилии. Кажется, что достичь успеха в любом деле: духовном или материальном - возможно только при задействовании именного этого.


— Что значит «сверхусилие»? — спросил кто-то.

— Это усилие, превосходящее то, которое требуется для достижения данной цели, — отвечал Гурджиев. — Вообразите, что я шёл пешком целый день и очень устал. К тому же стоит плохая погода, холодно, льёт дождь. Вечером я прихожу домой, пройдя, скажем, сорок вёрст. Дома готов ужин, так тепло и уютно. Но вместо того, чтобы сесть за ужин, я вновь выхожу под дождь, чтобы пройти по дороге ещё три версты и лишь потом вернуться домой. Это и будет сверхусилие. Когда я шёл домой, я совершал обычное усилие, которое не в счёт. Я шёл домой; холод, голод — всё это подгоняло меня. А во втором случае я иду потому, что сам решил идти. Подобного рода сверхусилия становятся ещё труднее, когда я решаю идти не сам, а повинуюсь учителю, который в непредвиденный момент требует от меня свершения новых усилий, когда я решил, что на сегодня усилий хватит.

- «Другая форма сверхусилия — это выполнение какой-либо работы в более быстром темпе, чем требует характер этой работы. Вы делаете что-то, скажем, моете полы или колете дрова. Это работа на час. Сделайте её за полчаса — это и будет сверхусилием." Стр.464.

                Глава 17. П.Успенский. В поисках чудесного. Москва. 1999 г.
Tags: Эзотерика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments