aspasia_roma (aspasia_roma) wrote,
aspasia_roma
aspasia_roma

Каменное кружево Страсбурга

Почему готика?

Котик решил сделать мне подарок к нашей помолвке! (Моя интерпретация событий!). После отличной многочасовой прогулки по кельтским местам на горе Донон, на пути домой, он повернул в Страсбург. Я упоминала несколько раз о желании еще раз посетить этот великий город. Однако Кот, который утверждал, что возил туда всех своих друзей и родственников, насмотрелся. Я же, как никак, но видевшая город 15 лет назад, не настаивала.

- Когда ты была в Страсбурге?

- Представь себе, Кот. Это было ровно 15 лет назад. Наша первая поездка с Фредом в Европу, когда женитьбы. Свадебное путешествие. У меня была виза только для Германии. Мы оказались около границы в Францией. Решили попробовать проскочить: вдруг не будут проверять документы на границе. Так и оказалось. Вот впервые во Франции, рядом великий собор. Тогда Фред еще привозил меня в интересные места. И не любив ездить в города, запарковался в Страсбурге. Мы вместе пришли в собор. Я не помню его внутри, но зато подъем на башню не забываю.

- Тогда повернем в город. Ничего, что тучи. Может, дождь обойдет нас сегодня.

Так я увидела новыми глазами великий собор. Думаю, что «великих готических» страсбургский – самый совершенный. Сама симметрия, изысканность. Я пояснила Коту, кто и почему изображен в порталах. Обратила его внимание на такие интересные детали, как «ряд королей», пинакли и прочие обычные детали готического собора. Он поразился, сколько в нем знАчимый, но незаметных частей.

- Я просто проходил, бегло посмотрев на фасад. И как положено, закинул голову вверх: ну и громада! И больше ничего не увидел. Хорошо, что на этот раз пришел с тобой...

- Готический собор – это место, где можно и нужно находится часами, Кот. Он раскрывается частями. Не сразу, не всем. И медленно. Там заметишь химеру, тут, вдруг, знакомую скульптуру, или совсем непонятный предмет. Но самое для меня очаровательное, что читать рассказы в скульптуре. Готические статуи бОльше проработаны, чем романика. В них легче угадывать героев и сюжет. Вот, на центральном тимпане сразу бросается в глаза повесившийся Иуда.

Мне пришлось изрядно постараться, чтобы Костя увидел фигуру апостола Христа. Мы прошлись по всему центральному тимпану, чтобы мой спусник уловил идеи и компазицию.

- Гурджиев говорил, что есть искусства, которые обращены прямо к сердцу, душе человека. Туда он относил и готический собор. Он писал, что когда проходит мимо Нотр Дам де Пари, то сразу обращается к себе.

- Я могу это понять, Котик. Меня же собор вдохновляет на творчество. Вот я смотрию на великолепные витражи, думаю, что их делали обычные неграмотные люди... И верю, что тоже смогу делать такие... Настоящие, а не из цветной пленки.

 

- А кто автор собора, Мышь?

- Готическое искусство безымянно. Вернее, оно обретает имена в период, который в советском искусствоведении новывает раннее Северное Возрождение, а на Западе – поздняя готика. Все эти шедевры не имеют авторов. Для заказчика мастера были просто ремесленниками. Переоценку труда принесло Возрождение: тогда ремесленник становится мастером, гением, творцом.

Мы обошли огромное здание вокруг. Было уже восемь вечера. Мы опоздали на час – собор был закрыт. Может, это и к лучшему, слишком много эмоций, впечатлений – не обязательно хорошо.

- Я одного не понимаю, Мышь! Как в самый журкий период истории человека, когда сжигали на кострах по доносу, и пытали все подряд... Могли создаваться такие вещи?

- Мне кажется, это по принципу от противного, Котик. Ведь собор – это мечта о прекрасном мире. Тот, который ожидается: прекрасный, молчаливый, чистый, честный и справедливый. Вопреки тому, что было в жизни. Мечта, воплощенная в камне. Искусство в самого своего рождения имело эту ипостась. Средневековье – в высшей степени воплотило это.

- Умом я понимаю, Мышь. Но как в такой обстановке... Такая красота...

- А точно также, как в наш 20 век. Это время самых огромных возможностей, которые человек когда-либо имел. И наибольших свобод: передвижения, самовыражения... И посмотри, как порой черно, бессмысленно и уродливо искусство 20 века. Мне как историку искусства, даже слово «искусство» неудобно применять к какому-нибудь поп-арту или концептуализму. А вот скажи я это сейчас вслух, набросились бы на меня защитника всей этой порнухи-чернухи с громкими воплями... Но они не могут сказать, что я ничего не понимаю. Поскольку у меня диплом с отличием от МГУ, истфака. Так они обвиняют меня в нетерпимости к разным формам самовыражения... Ну это я так. Чтобы объяснить мое понимание красоты готике в ужасе реальной жизни средних веков.

 
   
   
Tags: Скульптура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments