aspasia_roma (aspasia_roma) wrote,
aspasia_roma
aspasia_roma

"12 angry men". Окончание

Комната, в которой заперли двенадцать присяжных, показалась привычной, даже знакомой. Из окна был самый обыденный вид,  наблюдаемый  государственными служащими  в любом штате США. Припоминаю ощущения, возникшие, пока мелькали кадры. Дюжина мужчин рассаживается вокруг стола. Один стоит  у окна. Два полюса, совершенно разных эмоционально: веселые парни разбирают стулья, они кажутся широкими и короткими. Длинный и серьезный человек застыл: он в другом мире, даже его физические габариты отличны. Конфликт очерчен: герой Фонды знает, что его ждет серьезное испытание. Он  выше, но их больше. Он в трауре, остальные веселы, даже беззаботны. Он молчит, другие болтают неумолчно.

Зритель уже знает, что столкновение грядет. Один из самых эмоционально сильных моментов для меня - первое голосование. Одиннадцать человек беспечно хватаются за предложение председателя не обсуждать дело. Мол, все ясно и без слов. Парень убил отца. Группка людей в предвкушении скорого окончания необычного для некоторых мероприятия. Участие в судебном разбирательстве, в самом деле, очень серьезное дело. Сейчас же люди с легкостью поднимают руки: Виновен. Одиннадцать человек отправляют парня на электрический стул. Герой Генри Фонда - против. Один вызвался противостоять группе людей. В закрытой комнате начинается действие.

Восемнадцатилетний пацан приговаривается десятком человек к электрическому стулу с легкостью ловли рыбы. Этот эпизод особенно возмутил меня. Если  здесь такое слово уместно - возмутил. Поразил? Мне было особенно интересно наблюдать перемещение эмоциональных центров на экране. Все - и один. И вдруг новая деталь. Разлом. Другой мужчина отказывается от легкомысленного подхода в решении судьбы человека. Еще один за сохранение жизни пацана из гетто. Выражение лиц людей, которые не понимают, почему ясная ситуация уходит. И в комнате зарождается хаос. Потом ссоры.  Затем злоба. Изменения в ходе сюжета на протяжении двух часов не сильно заметны на физическом уровне, мало жестов и слов.  Лишь у другого героя шире открылись глаза, и ясно, что парню из гетто отдают еще один голос "За".

Запомнились улыбки мужчин, когда на сторону архитектора с тремя детьми переходил очередной "упорный" противник. И вот уже ситуация противоположная той, что в начале фильма: снова одиннадцать мужчин против одного. Последний сопротивляющийся убежден - парень убийца, он должен быть казнен. Заключительный монолог оголтелого присяжного, доказывающего самому себе виновность пацана, - самый длинный и эмоциональный, как мне показалось. Он и закончил "экшен" линию  фильма. Снова обыденные слова героев: мы готовы. И молча незнающие даже имен друг друга двенадцать человек расходятся, вероятно, навсегда.

ПС. Костя спросил меня о том, что происходит на  экране на фактическом уровне.
Мне пришлось, как гражданке США, объяснить систему суда страны, она мне представляется оправданной. Правда, кроме советской системы, толком не знаю никакой другой. Выбор двенадцати заседателей происходит вслепую, это случайные жители района, избранные компьютером.  Так предполагается собрать людей, не знающих о деле, а значит, исключить влияние заинтересованных лиц и подкуп. По этой же причине заседателей заключают в комнату на... неопределенное время, закрывают. Никаких контактов - Вы должны принять решение ЕДИНОГЛАСНО. Как кажется, это довольно эффективная система защиты объективности в суде.
Tags: Тема дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments